Практически любой бизнес предполагает конкуренцию. Как его прорабатывают профессионалы, чтобы удержатся в первых рядах и стать еще лучше? Очень хорошо помогает проработка конкурентов и анализ их деятельности, но есть и другой способ – сертификация системы менеджмента качества, а коротко — сертификация СМК.
Эту систему приводят в движение сами потребители, которые покупают продукцию или услуги. С каждым годом требования покупателей становятся все капризнее, требовательнее и жестче и чтобы соответствовать этому, необходимо постоянно совершенствовать инструмент менеджмента.
Специальная организация будет проверять компанию и все ее торгующие структуры, включая персонал. На основании проверки выдается сертификат СМК.
Как пройти сертификацию системы менеджмента качества?
Необходимо подготовить компанию, чтобы вся деятельность велась четко по стандартам ИСО. И поскольку эта процедура добровольная, такие решения принимает руководство. Если все соблюдается без нарушений, следует обратиться в орган сертификации и подать заявку. Как только поступает информация о ее одобрении, следует оплатить налог, снять копию с платежного поручения и зарегистрировать его. После этого начнется сертификация СМК поэтапно, исходя из регламента многих сертификационных компаний.
Компании направят список документации, которую нужно будет подготовить. Это декларация и бумаги, описывающие деятельность фирмы. Все документы нужно заполнить и подготовить пакет для передачи в организацию по сертификации.
Список документов для сертификации СМК:
- Структурная схема компании;
- Документация по качеству;
- Анкету вопросник;
- Заявка декларация;
- Другие документы, затребованные органом по сертификации.
Организация проводит анализ документов и уведомляет заявителя о решении. Если поступил отказ, значит сертификацию системы менеджмента качества придется отложить. Необходимо навести порядок в документах. Если решение положительное, наступает следующий этап – оформление договора, по которому будет проведена предварительная оценка системы.
Следует вновь оплатить налог и подписать договор, после чего будет назначен эксперт. Он сформирует команду аудиторов. Они еще раз проверят всю документацию и составят заключение. Здесь решение снова может быть либо положительным, либо отрицательным. Если отказа не последовало, наступает третий этап сертификации СМК.
Снова заключается договор и производится его оплата. Разрабатывается программа аудита, его проводят и снова пишут заключение. Полученное решение будет содержать рекомендации по системе качества, соблюдение которых, предварительно, приведет к положительной сертификации СМК и на этом этапе опять есть вероятность получить отказ.
Если его не последовало, процесс переходит на последнюю ступень данного процесса. Сертификат регистрируют в реестре, выдается лицензия на знак соответствия и его применение. Два документа готовят к передаче почтой или лично в руки — лицензия на применение знака соответствия и сертификат системы качества. После этого снова заключается договор на проведение инспекции в компании. Его тоже необходимо оплатить и тогда эксперт и его команда приезжают на территорию предприятия, чтобы лично убедится в том, что было указано в поданной заявке и документации компании.
Если все совпадет, компания получит подтверждение сертификата и знака. Такая проверка будет проводиться ежегодно, потому что сертификация СМК подразумевает отслеживание компании и соответствие ее заявленным параметрам.
Сертификата СМК можно лишиться раньше срока
Данный документ (сертификат СМК) действует 3 года. На протяжении этого срока проверки будут осуществляться минимум 3 раза. Если что-то пойдет не так, сертификация системы менеджмента качества будет либо приостановлена, либо аннулирована, что еще хуже. Поэтому данный документ следует беречь и соблюдать все рекомендации органа, выдавшего такой документ.